Мотоцикл Тула

Мотоцикл Тула



Несмотря на довольно активные попытки ряда компаний наладить производство и продажу скутеров в СССР, этот вид техники практически не прижился в нашей стране. Одной из причин холодного отношения жителей к мопедам стало плохое качество дорог, не позволяющее реализовать все достоинства концепции. Так появился новый тульский мотоцикл.


Красный тмз тула - фото


Об этой проблеме знали специалисты Машиностроительного завода имени Рябикова в Туле. В 1984 году была реализована новая конструкция и запущен в производство мотоцикл ТМЗ-5.951 «Тула» повышенной проходимости, и где был установлен электростартер. Вопреки расхожему мнению, эта модель никогда не называлась Тула 200.


Выпускалось в среднем 11000 мотоциклов в год в течение 12 лет. Они пришлись по душе разным категориям мотолюбителей, но особой популярностью пользовались у селян, выезжающих на них поохотиться и порыбачить.


Детальный подход


мопед тула, вид спереди - фото


«Тула» — интересный по своей конструкции и необычный по дизайнерскому решению мотоцикл. Концепция машины была довольно интересной. Прочная дуплексная рама, длинноходовые амортизаторы, двигатель воздушного охлаждения, внедорожные шины …


Все это сделало тульский мотоцикл очень перспективным. Тем не менее судьбу этой техники нельзя назвать удачной. Почему? Попробуем разобраться в причинах такого положения вещей. Чтобы лучше их понять, начнем с основных параметров.


Основные характеристики


Синий мотоцикл тула тмз - фото


Скажем откровенно, характеристики Тулы не имеют решающего значения при оценке мотоцикла. Но поскольку многие люди обращают на них внимание в первую очередь, мы не будем нарушать традицию. Краткое техническое описание выглядит следующим образом:


  • Двигатель: Бензиновый, двухтактный, одноцилиндровый, оборудован системой принудительного охлаждения. Двигатель объемом 200 куб. См. Развивает 12,5 лошадиных сил в TMZ-5.951 и 13 л.с. в более поздней версии TMZ-5.952. При оборотах 4900-5500 достигается максимальный крутящий момент, который составляет 1,8 кгс·м. Масло нужно было заливать прямо в топливо(смесь масла в соотношении 1:33).

  • Система запуска: от стартер-генератора.

  • Основное топливо: бензин А-76.

  • Масло МС-20 добавлялось из расчета 25 грамм на литр топлива.

  • Коробка передач: педаль, 4 передачи.

  • Максимальная скорость составляет 85-90 километров в час, в зависимости от модификации.

  • Расход топлива (смешанный): 3,6 литра на 100 км.

  • Запас/резерв топлива: 11/0,5.

  • Масса (сухая): 129 кг для ранних модификаций и 126 кг для поздних.

  • Колесная база – 1330 миллиметров.


Грузовики имели цепной привод на заднее колесо, переднюю телескопическую вилку и заднюю подвеску на поперечных рычагах. А потом … Потом были проблемы, которые нельзя было решить.


Много проблем


Бордовый мотоцикл тмз - фото


Да, тульский мотоцикл действительно хорош на бездорожье. При правильном навыке водитель мог передвигаться даже по вспаханному полю. Однако по дорогам с гладким асфальтом, мотоцикл не чувствовал себя комфортно. На это повлияла как относительно невысокая скорость, так и особенность двигателя, основные детали которого были позаимствованы у агрегата, применяемого на скутере Тула 200.


Специальные шины с протектором имеют размер 6,7 и 10, дают хорошее сцепление с дорожным покрытием при этом давление на грунт минимальное. Асимметричная конструкция двигателя сместила его центр тяжести в сторону. Это также не улучшило управляемость на поворотах.


Ему не хватало скорости. На трассе тульский мотоцикл мог обогнать мопед, но серьезно проиграл в динамике традиционным дорожным мотоциклам. Я не в восторге и расход топлива высокий для машины такого класса. Мото первой серии имели топливный бак, состоящий из двух половин, не соединенных между собой. Это было очень неудобно, и тогда проблема решилась установкой одного бака.


Особое беспокойство у тех, кто управлял мотоциклом Тула, вызывал стартер-генератор (динозавр). Часто не удается обеспечить надежный запуск или нормальный уровень заряда батареи. Более того, отечественная промышленность в то время не производила компактных двенадцати-вольтных батарей, способных давать большой пусковой ток.


Изначально грузовик необходимо было оснастить двумя батареями, что значительно увеличило его вес. Один формат аккумуляторов для мотоцикла «Тула» появился только на более поздней версии, поэтому для тех, кто купил мотоцикл «Тула», технические характеристики оказались на втором плане.


Неизвестная история


мото тула с водителем - фото


Несмотря на вышеупомянутые недостатки, жители глубинки проявили интерес к этой конкретной технике. Из-за специфической конструкции техники тюнинг стал любимым занятием многих владельцев.


Чаще всего делали:


  • Произвести замену тормозов (на передних колесах – барабанные, на задних – дисковые).

  • Многие хотят поставить пятиступенчатую коробку передач.

  • Поменять аккумулятор (12 вольт, емкость 7 Ач).


Это дало повод специалистам ТМЗ разработать несколько дополнительных вариантов, среди которых была даже трехколесная база для мотомашин, выпущенных небольшой тульской серией ТМЗ-5.971.


Трехколесная модель(трицикл) должна была стать альтернативой популярному скутеру TGA 200 Muravy. Точно неизвестно, сколько именно этих грузовиков было построено. Распад СССР и связанные с ним экономические проблемы повлияли на работу ТМЗ.


Чтобы выжить, предприятия оборонной промышленности, в том числе Zakłady Budowy Maszyn в Туле, иногда даже шли на рискованные действия. Была предпринята еще одна попытка усовершенствовать тульский мотоцикл и продвинуть модель на европейский рынок.


Однако вскоре выяснилось, что по нормам ЕЭС мотоцикл со столь сильно смещенным центром тяжести не может быть принят в эксплуатацию. В начале 90-х начало страдать качество выпускаемой продукции, а после 1993 г. резко сократился выпуск мотоциклов. В 1996 году их производство было свернуто.


Запутанные имена


мотоцикл тула - фото


Что же до путаницы с названием Тула 200 – это отдельная история. Так назывался скутер, производство которого на ТМЗ было организовано в 1956 году. Эта модель практически полностью скопировала немецкий скутер Glas Goggo TA55. Машинка оказалась вполне удачной. Просто Тула 200 послужила базой для последующих модификаций, таких как Турист и Тулика.


TGA 200, созданный на базе тех же агрегатов, появился практически одновременно со скутером Turist. Основой конструкции силовых агрегатов всех этих вариантов стал двигатель Т-200, появившийся в 1956 году. Дополненный системой воздушного охлаждения и доработанным двигателем, он также использовался на мотоцикле Тула. Видимо, именно по этой причине некоторые по привычке стали называть байк Тула 200.


Три версии


  • ТМЗ-5.951. Производилась 6 лет, начиная с 1984 г. Имела вес 129 килограмм. Могла развивать скорость в час не более 85 километров. Мотор обладал мощностью в 12,5 лошадиных сил.

  • ТМЗ-5.952. Так же разрабатывался и производился 6 лет, с 1990 года. Оснащение более легкой рамой позволило уменьшить общую массу на 3 кг. Стал более мощным движок, правда, прибавилась только половина лошадиной силы. Увеличились скоростные качества – теперь можно было разогнаться до 90 километров в час.

  • TM3-5.971. Собирался и производился в одно время с предыдущей версией и фактически являлся ее переконструированной вариант с грузовым модулем ТМЗ-9.906. Проведено усиление рамы. Вместе с тем ни двигатель, ни руль с передней вилкой не подверглись изменениям. Модель представляла собой трехколесный мотоцикл с багажником на 129 кг веса (без пассажира). Также предусматривалось крепление прицепа на 1 центнер груза. Соединительные узлы были спрятаны под пластиковой облицовкой.


Отзывы владельцев


«Классный мотоцикл – Тула!!! Мы с друзьями на таком в детстве гоняли на рыбалку после школы. Отлично подходит для езды по плохим дорогам, даже где внедорожники не всегда проедут.». (Алексей, г.Новосибирск)


«Для рыболовов и мототуризма, где есть нагрузки – самое то! Да и по грунту сельской местности прекрасный вариант. Он конечно отличается по конструкции от других байков, но я его не променяю на современные.». (Никитич, Шарья)


«Летом для поездок на речку и в лес он достаточно приспособлен. Зимой лучше на снегоходе =) Так как конструкторы, работающие на предприятии, разрабатывали силовой агрегат на основе движка от Тулицы, к нему добавили лепестковый клапан на впуске, в итоге снизился расход топлива – это очень важно для деревни, где бензин в дефиците бывает. ». (Вася Левый, Красноярск)


«Минусы Тулы: это то, что в проводку может попадать грязь и вода. Потом с этим очень много проблем. Права нужны. Из плюсов: простота и удобство в обслуживании.». (Николай, Минск)


«Мне не понравилась у байка плохая устойчивость в ненастную погоду и склонность к подсеканию при совершении поворотов, что обусловлено широкими шинами. Я на свой массивный агрегат установил ножной механизм в дополнение к стартеру. ». (Николай, Минск)


Стоимость


Поскольку производство мотоциклов Тула прекращено, новый экземпляр приобрести невозможно. В объявлениях встречаются предложения практически новых мото с пробегом 100-150 километров, которые просто длительное время стояли в гаражах. Цены на мотоциклы в зависимости от их состояния и проведенного тюнинга разнятся, но определенный диапазон есть и составляет от 15 до 50 тысяч рублей.


Ценителям на заметку


Если вам понравился этот рассказ и вам не безразлична история отечественных машин, то на нашем сайте вы найдете много полезной информации. Здесь вы сможете узнать, что такое хороший самокат «Муравы» и какие достоинства имеет мотоцикл Иж Юпитер-5, и многое другое. Так же вы можете добавить комментарий к данной статье, или поделиться в социальных сетях. Мы с удовольствием дадим ответ на Ваш отзыв.



Тестовое меню:


Технические характеристики



Источник на сайте Real-Biker

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Открывая рекламу на сайте, вы спонсируете наш портал и помогаете нам развиваться

душевно благодарим за каждый ваш клик