19 июня 2015
В самом начале зимы мой товарищ предложил построить пит-байк из деталей советского мотопрома. Мысль мне понравилась, и мы принялись за дело.
Около месяца ушло на подбор запчастей, которые искали везде, где только можно. В результате у нас оказались колеса от «Вятки», рама и передняя вилка от старого «Минска» и непонятного происхождения бак.
Мы сняли мерки с западных пит-байков и намет основные элементы конструкции. А недавно приобретенный сварочный полуавтомат сильно развязывал руки и давал волю полета технической мысли. Через несколько дней был получен первый образец рамы будущего мотоцикла.
После первичной сборки выяснилось, что излишняя длина перьев вилки портит всю геометрию. Удлинять перья не хотелось. К счастью, удалось подобрать подходящие по диаметру от «Ижа». В качестве заднего амортизатора был выбран передний амортизатор от «Запорожца» (его ход был уменьшен до 50 мм) и пружина непонятного происхождения со свалки автосервиса.
Двигатель куп от старого, доброго и надежного «Минска». Изготов переходник (домик) и установ лепестковый клапан от китайского мопеда; впускные и выпускное окна увелич и отполировали. За счет сборки без прокладки ГБЦ (притирки головки к ц ндру) компрессию удалось поднять до 9:1. Выпускную систему изготов из обрезков труб разных мотоциклов; за счет колена конструкция ушла под сиденье. Глушитель было решено совместить с резонатором в корпусе от погибшего «Сузуки Сепия», который наб строительной стекловатой.
И началась кропотливая подгонка всех деталей и узлов. Рама постепенно обрастала «мясом». Использовались мелкие детали от различной авто- и мототехники, руль подошел от какого-то кроссового мотоцикла с рычагами от «Ижа», крылья сделали из крыльев мопеда «Рига». На местной барахолке была куплена противотуманная фара — как и хотелось, небольшая. Стоп-сигналом стал квадратный поворотник от старого «Урала». Проводку пришлось делать с нуля, коммутатор вынесли в подседельное пространство (там же расположился узел крепления амортизатора). Для включения света и глушения мотора был использован ижевский правый пульт.
Сиденье мопеда «Карпаты» стало донором переднего крепления с защелкой и поролоновой набивки. Основание же я сделал из десятимиллиметровой фанеры по месту. Бак также претерпел изменения: были приварены уши крепления, штуцер под бензокраник переехал на другую сторону (кранику мешало колено выпуска). Из куска водопроводной трубы была сварена боковая подставка. Но самой важной деталью стал хвост, начинающийся от седла и прикрывающий выпуск — его свар из каких-то обрезков. Чтобы закрыть подседельное пространство, требовались боковые щитки, они были вырезаны из переднего бампера отечественного автомобиля, найденного на свалке.
Поскольку к моменту первого испытания еще царила зима, шины были зашипованы мелкими саморезами.
Мотоцикл показал себя достойно: легкий и динамичный, с хорошей управляемостью. Да и двигатель, благодаря внесенным изменениям, заметно прибавил в мощности, что чувствуется по динамике разгона. Задняя подвеска плавно поглощает ямы и кочки и адекватно отрабатывает прыжки с бордюров и прочих возвышенностей. После обкатки я сделал отбойник цепи сверху на заднем маятнике и установил ролик натяжения ниже оси крепления заднего маятника, что уменьшило колебания цепи и исключило риск соскакивания ее с задней звезды при прыжках.
Технические данные
- Вес около 80 кг
- Высота по седлу около 900 мм
- База 1250 мм
- Максимальная скорость 90 км/ч
- Переднее и заднее колеса — 10 дюймов
- Тормоза — барабанного типа
- Двигатель — «Минск» 125 см3, с лепестковым клапаном
- Выпускная система — прямоточная со встроенным резонатором
- Система питания — карбюратор К-62 и воздушный ФНС
- Привод заднего колеса — цепью
- Передняя подвеска — телескопическая вилка (траверсы «Минск», перья «Иж»)
- Задняя подвеска — моноамортизатор «ЗАЗ-968» с пружиной неизвестного производителя
↑ Наверх