Пассажир может сильно повлиять на управляемость мотоцикла, особенно легкого. Это связано с тем, что центр тяжести смещается назад и вверх, заднее колесо сильнее прижимается к дороге, а переднее разгружается.
О чем нужно знать водителю и пассажиру, чтобы ездить вдвоем было комфортно и безопасно – расскажем в статье.
Кому можно ездить с пассажиром
По закону, водитель может ездить с пассажиром через 2 года после получения прав. Но лучше ориентироваться не только на правила, но и на личные ощущения – не стоит катать кого-то, пока нет полной уверенности в своих навыках.
Кого катать не стоит
Нетрезвых людей. Они могут вести себя неадекватно и мешать рулить. А если пассажир не удержится и упадет, ответственность за это понесет водитель.
Детей до 12 лет. Это запрещено законом. К тому же, маленькому ребенку сложнее удержаться на байке, он может испугаться и отпустить водителя.
Людей без экипировки. Аккуратное вождение не убережет от травм на 100%. Что обязательно должно быть на пассажире – расскажем дальше.
Экипировка для пассажира
Экипировка защитит от травм, грязи и камней из-под колес, а также осадков, ветра и насекомых. Она состоит из нескольких обязательных элементов.
Шлем. Главное, чтобы он сидел плотно и обхватывал голову полностью. Открытые шлемы брать не стоит – они опасны, потому что не защищают челюсть.
Перчатки с закрытыми пальцами. Защитят от обморожения и травм при падении. Подойдут и обычные кожаные перчатки, но лучше купить специальные мотоциклетные со вставками и накладками.
Мотоботы. Для регулярных покатушек лучше выбирать модели с прочными вставками — на лодыжках и в других травмоопасных местах. Для редких поездок подойдут обычные ботинки на шнуровке с высоким и жестким голенищем – чтобы надежно фиксировали голеностоп.
Куртка. Должна быть из плотного непродуваемого материала – например, кордуры. Эта ткань устойчива к разрыву и истиранию. Еще для защиты при падении обязательны вставки на спине, плечах и локтях. А чтобы комфортно ездить в жаркую погоду, будет плюсом наличие на куртке вентиляционных клапанов.
Оптимальная длина куртки — такая, чтобы закрывала пояс штанов: так в поездке не будет задувать ветер.
Штаны или джинсы. Самый простой вариант — обычные плотные джинсы без дырок. Но лучше выбрать специальные мотоциклетные штаны с защитой.
Чтобы прокатиться один раз, пассажир вряд ли будет покупать полный комплект. Поэтому важно хотя бы убедиться, что на его одежде нет болтающихся шнурков, висюлек и прочих элементов, которые могут зацепиться за колесо, цепь или препятствия на дороге.
Как пассажиру сидеть
Сначала садится водитель и фиксирует мотоцикл на одном месте: опирается на землю обеими ногами и зажимает передний тормоз. Если байк стоит на подъеме или спуске — включает передачу.
Пассажир садится только после команды водителя – слева или со стороны тротуара:
- надевает шлем;
- опирается левой рукой на левое плечо водителя;
- встает левой ногой на левую подножку, выпрямляется и ловит равновесие;
- перекидывает правую ногу через сиденье;
- садится;
- ставит обе ноги стоят на подножки.
Слезать с байка лучше после полной остановки, чтобы не упасть.
Как держаться
На байке с прямой посадкой: колени сжимают водителя, руки держатся за его бока. Ноги упираются в подножки.
На спортбайке: колени сжимают водителя, а предплечья – его талию. Стопы упираются в подножки, кисти – в бак.
На круизере: колени прижаты к водителю, а руки держатся за его бока.
За ремешок, пришитый к сиденью пассажира, держаться не стоит – это небезопасно. А вот если есть ручки, за них держаться можно.
Слева – посадка пассажира на мотоцикле с классической посадкой, справа – на спортбайке
Как пассажиру вести себя в поездке
Главное – не мешать водителю: не высовываться из-за его плеч, не выставлять ноги и руки в стороны, не вставать на подножках и не загораживать обзор. Еще важно концентрировать внимание на дороге – чтобы вовремя среагировать при резком маневре, торможении или разгоне.
В поворотах: плавно наклоняться вместе с водителем. Если от страха пассажир попытается выровнять байк весом своего тела, траектория движения будет непредсказуемой.
Если водитель сидит ровно, спутнику не нужно проявлять инициативу и свешивать тело в поворот – это только помешает.
При торможении: не наваливаться на водителя. На спортивных мотоциклах для этого упираются руками в бак, а на дорожных с прямой посадкой – сжимают райдера ногами и отталкиваются назад. Руки при этом должны только помогать не опрокинуться – не стоит изо всех сил цепляться за водителя.
Если пассажир прижимает водителя всем своим весом при торможении, на руки райдера приходится двойная нагрузка. Это сильно влияет на управляемость и может привести к аварии.
При разгоне: прижиматься к водителю, чтобы компенсировать инерцию и не упасть.
На неровной дороге: сильнее упираться в подножки, можно буквально на несколько сантиметров приподняться с сиденья. Важно держаться за водителя и корректировать положение тела руками.
При остановках: сохранять положение тела и держать ноги на подножках, чтобы при резком старте они ни за что не зацепились.
Как вести себя водителю
Увеличить давление в задней шине – чтобы она меньше изнашивалась, а поведение байка оставалось предсказуемым. Это актуально для дальних поездок с пассажиром. Шину накачивают больше примерно на 3-6 PSI. Конкретные рекомендации можно найти в руководстве по эксплуатации мотоцикла.
Увеличить преднатяг задней подвески. Насколько – зависит от сжатия пружины при посадке пассажира. Как и давление в шинах, менять преднатяг имеет смысл только перед дальними поездками (или если водитель чаще ездит со спутником, чем в одиночку).
Плавнее переключать передачи и набирать скорость – чтобы пассажира не шатало, а шлемы не бились друга о друга.
Особенно аккуратно работать газом нужно на легких мотоциклах. С пассажиром они стремятся встать на заднее колесо.
Тормозить заранее. С двумя людьми на «борту» тормозной путь будет длиннее. Поэтому важно снижать скорость заранее и не оттормаживаться в последний момент.
Пользоваться нужно обоими тормозами, но задним – активнее. Это связано с тем, что на заднее колесо приходится большая нагрузка, а переднее наоборот разгружено и легче блокируется.
Поворачивать по широкому радиусу и с небольшой скоростью. С пассажиром сцепление переднего колеса ухудшается, а центр тяжести смещается. Из-за этого мотоцикл становится менее стабильным, проще наклоняется, а выравнивается неохотно.
Еще один повод поворачивать по широкой траектории – уменьшившийся клиренс. Из-за этого легче зацепить землю подножками.
Аккуратнее маневрировать на низкой скорости. Из-за сместившегося центра тяжести и большего веса рулить станет сложнее – с непривычки можно даже уронить байк.
Медленно проезжать неровности. Важно учитывать, что пассажир ощущает удары гораздо сильнее, чем водитель.
При езде с пассажиром сильнее всего меняется управляемость городских байков. А вот на тяжелые туристические мотоциклы пассажир влияет слабо.
Как общаться с пассажиром
Разговаривать в шлемах при движении затруднительно, поэтому лучше придумать другие варианты коммуникации.
Сигналы рукой – для коротких поездок. Например, пассажир может похлопать водителя по плечу, чтобы попросить его остановиться. Лучше придумать несколько сигналов для разных ситуаций.
Bluetooth-гарнитуры – для путешествий. Эти устройства позволят переговариваться прямо в процессе движения, не снимая шлемы.
Упражнения
Чтобы привыкнуть к езде вдвоем, лучше попрактиковаться вне дорог общего пользования. Для этого есть несколько упражнений.
Змейка. Это упражнение полезно для водителя. Ставим конусы на расстоянии трех-четырех метров друг от друга и аккуратно ездим между ними, привыкая к изменившимся массе и центру тяжести.
Круг. Расставляем конусы так, чтобы получился круг диаметром пять-восемь метров. Затем заезжаем в него и катаемся – сначала в одну сторону, потом в другую. Это поможет пассажиру понять, как он должен вести себя при поворотах.
Разгон и торможение. На ровном участке без предупреждения набираем и снижаем скорость с разной интенсивностью. Это поможет пассажиру прочувствовать начало ускорения и торможения.
Когда пассажир освоится, можно попросить его при движении развести руки в стороны. Так он лучше поймет, как держаться за водителя.
Итог
Чтобы поездка вдвоем была безопасной, объясните пассажиру, как вести себя при посадке, разгоне, торможении, поворотах и проезде неровностей. Придумайте условный сигнал для остановки или обзаведитесь Bluetooth-гарнитурами. Еще важно убедиться, что на спутнике подходящая экипировка.
Газовать и тормозить стоит плавно, а поворачивать — медленно и по широкой траектории. Чтобы привыкнуть к поведению байка с пассажиром, лучше попрактиковаться на безлюдной площадке.