Несмотря на то, что спрос на мототранспорт в последние годы растет, и в летние месяцы можно видеть все больше мотоциклистов в городе и за городом, по-прежнему нельзя сказать, что в России мототехника является популярным видом транспорта. Мотосезон в большей части регионов России недолгий, большую часть года мототехника стоит в гараже владельцев, да и желающих ее приобрести все равно не так много, по сравнению с теми, кто хочет приобрести, например, автомобиль или уже им владеет. Даже по сравнению со сферой электросамокатов, которые теперь на каждом шагу, или электро- и обычных велосипедов, на которых ездят вездесущие курьеры, мототехника не настолько всем интересна, и эта сфера менее обсуждается. В то же время в современном мире рынок потребительских товаров развивается очень стремительно, и если рассмотреть практически любые товары, то можно увидеть противоречия между реальной ситуацией в той или иной сфере и тем, как эта сфера описана в действующих нормативных актах. И в сфере мототехники, как в сфере велосипедного транспорта, электросамокатов (и других средств индивидуальной мобильности, моноколес, например), не говоря уже об автомобильном транспорте, или даже, казалось бы, в более строгой сфере — оружии, есть немало несоответствий между действующими нормами и реальной ситуацией в этой сфере.
В этой публикации рассмотрим вопрос о мопедах. Но, для аналогии начать можно даже с более простого транспорта – велосипедов, точнее, электровелосипедов. В Москве и других крупных городах можно увидеть курьеров, повсеместно использующих электровелосипеды. В интернете свободно можно купить электровелосипед, например на Озоне, в Яндекс Маркете и других маркетплейсах. Электрические велосипеды продаются в огромном ассортименте. В каждом более-менее крупном городе есть и магазины электротранспорта, где можно приобрести электрический велосипед, самокат, моноколесо.
Согласно действующих ПДД, п.1.2:
“Велосипед” – транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение как правило мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч.
Согласно тому же пункту 1.2. ПДД:
“Мопед” – двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт. К мопедам приравниваются квадрициклы, имеющие аналогичные технические характеристики.
То есть, если у вас нет мопедных прав категории М, которые присваиваются автоматически при получении любой старшей категории – А, В, С, то формально можно управлять велосипедом с максимальной мощностью двигателя до 250 Вт, с двигателем, «автоматически отключающимся на скорости 25 км/ч».
Если вы еще не пробовали ездить на электровелосипеде, то попробуйте найти такой велосипед в реальной жизни – с двигателем максимальной мощностью 250 Вт и максимальной скоростью 25 км/ч. Даже если вы его найдете, что будет непросто, потому что в России такой велосипед никто не купит, то прокатившись на нем, вы испытаете если не отвращение, то как минимум искреннее разочарование, это слишком маломощный аппарат для реальной жизни, даже для обычной велопрогулки среднего человека. И, наоборот, прокатившись на обычном современном массовом и недорогом электровелосипеде, например KUGOO KIRIN V4 PRO, который продается повсеместно, и имеет современный двигатель мощностью 750 Вт, вы испытаете наслаждение.
Если же велосипед, как это и есть в реальной жизни, то есть на реальном рынке, где все регулируется спросом и предложением, имеет мощность двигателя от 500 до 1000 Вт, то формально это уже не электровелосипед, а мопед, для управления которым нужны права категории М или А, и с точки зрения законодательства, и нужно много чего еще, в частности, шлем, соблюдение правил ПДД для мопедов.
Примерно также обстоит дело и с мопедами.
Формальное определение мопедов (и скутеров) по ППД представлено выше:
Согласно нему, мопедные права категории М, которые присваиваются автоматически при наличии любой категории прав старше – А, В. С, дают право на управление сферическим мопедом в вакууме, имеющим объем двигателя до 50 куб.см. и максимальную скорость до 50 км/ч.
Данная норма была вполне актуальна во времена СССР, когда автомобильного транспорта было минимум по сравнению с тем что есть сейчас, это был совсем другой автомобильный транспорт (со средней мощностью двигателя не 150 лс.), и эта норма соответствовала техническим характеристикам тех мопедов и двигателей (двухтактных, например ВП50), которые были стандартизованы и выпускались советскими заводами – Карпаты, Верховина, Рига. Те обстоятельства давно канули в лету, но норма осталась.
В современном мире мопеды не производятся в России вообще, то есть совсем, они выпускаются в Китае, с 4х тактными двигателями и совсем не той же конструкции что во времена СССР.
Для того, чтобы представить что такое современный мопед китайского производства с 4х тактным двигателем, но объемом до 50 куб.см., например 1Р39, надо его еще найти и на нем попробовать поездить. Если вы не имели такой возможности, то вы испытаете те же чувства, как в случае с электрическим велосипедом с двигателем 250 Вт и максимальной скоростью до 25 км/ч. Это будет или искреннее разочарование, или просто отвращение. Он, к сожалению, не едет, совсем. Мощность этого двигателя – 2кВт (2,72 л.с.), ему тяжело везти даже этот мопед, не говоря уже о водителе, при попытке заехать на ближайшую малую горку, даже при небольшом весе водителя, мопед либо заглохнет, либо испытает необычайные страдания вместе с водителем. А на дороге, среди потока современных маших, этот небесный тихоход будет если не опасностью для всех участников движения, то по крайней мере раздражающей всех помехой.
Это еще в большей степени относится к скутерам, которые формально в ПДД относятся к «мопедам». Сейчас в реальности скутеры с такими двигателями, как и мопеды, не производятся, но много лет назад можно было найти скутер с 4х тактным двигателем до 50 куб.см., то есть 139QMA (мощность такая же, 2 кВт (2,72 л.с.), но в отличие от 50 кубового мопеда, у которого хотя бы есть КПП, такой скутер не всегда мог даже сдвинуться с места, если на него например садился водитель весом более 80 кг., не говоря уже о хоть каком-то разгоне или подъеме в горку.
Наверное, найдутся пользователи, которые скажут что у них есть электровелосипед с реальным двигателем 250 Вт (если надеяться, что они понимают разницу с маркировкой), или пользователи китайского мопеда или скутера, с реальным 4х тактным двигателем 1Р39 (если надеяться что они тоже понимают маркировку), и их все устраивает, но это скорее исключение, по факту такая техника вышла из массового обращения много лет назад, как не соответствующая реальным условиям эксплуатации.